Абразивные материалы, полировальные инструменты, отрезные и шлифовальные круги, зачистные инструменты
АБРАЗИВ.РФ
Абразивные материалы, отрезные круги,
шлифовальные диски, ленты Klingspor.
Полировальные круги и паста Kreeb.
Технические зачистные щетки Lessmann.
Шлифовальные машинки Bosch.
Выберите ваш регион:
Москва: +7 499 194-28-17
Обратная связь

Электроинструменты и шлифовальные насадки для современной кузницы

Главная » Статьи » Электроинструменты и шлифовальные насадки для современной кузницы

ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТЫ НА СЛУЖБЕ КУЗНЕЦА

Казалось бы, что кузнечное дело вслед за ремеслом шорников, лудильщиков и сукновалов должно было кануть в лету, вытесненное машинным трудом. А нет, не только не исчезает, а напротив, становится даже популярнее от года к году. ДДД отправились в одну из кузнечных мастерских в городе Тамбове, чтобы понаблюдать, как работают современные кузнецы, а заодно посмотреть, как может помочь кузнецу ХХI века профессиональный электроинструмент.

резка болгаркой кованных изделий заготовка для ковки топора

инструменты для кузни дамасская сталь

Владелец кузни – тридцатилетний Илья, историк по образованию, идею о своей кузне вынашивал уже довольно давно. «Во-первых – это прежде всего, творчество, возможность воплотить свои идеи в
металле, выразить душу художника, запечатлеть творческий порыв. Во-вторых – это ниша, в которую мы могли войти в Тамбовской области, располагая довольно ограниченными финансовыми средствами», – говорит он.

ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Сама кузня располагается на окраине города в простом бетонном ангаре советских времен, мирно соседствуя с автосервисом. Внутри – странная эклектика, где кузнечный горн и кованые щипцы для металла, внешне практически неотличимые от тех, которые изображены на старинных гравюрах, уживаются с современными станками и электроинструментами. «Кузнечное дело консервативно само по себе, и в труде кузнецов изменилось немногое... Хотя и исчезли целые отрасли, вытесненные фабричным производством, штамповкой.

особенности производства кованных изделий

Ушли в прошлое некоторые разновидности кузнечного ремесла, переставшие быть нужными в связи с развитием транспорта и промышленности. Например, почти никто уже не подковывает коней, очень мало делается кованых крепежей, ножей, топоров, скоб для крепления бревен», – поясняет хозяин. «В наш век высоких научных технологий и развитой тяжелой промышленности традиции, исстари сложившиеся в ручном труде, передающиеся, что называется, «из рук в руки», перестают быть чем-то высоким, о них забывают. Однако, для того чтобы научиться ковать, все равно необходимо изначально делать поковки на наковальне ручным молотом, чтобы «почувствовать» металл. Если не научиться делать это сразу, то толку в ковке не будет. Хотя, – продолжает Илья, – электроинструмент здорово выручает. И, несмотря на то, что далеко не все элементы можно изготовить при помощи электроинструмента или машин для холодной ковки, их использование сокращает сроки производства и уменьшает трудоемкость. «Ну и работать намного комфортней», – добавляет он.

«ОТТОГО, ЧТО В КУЗНИЦЕ НЕ БЫЛО ГВОЗДЯ...»

Вот уж ни за что больше не поверится в эту песню: сколько всего кузня производит! Начинали герои нашего рассказа с кованой мебели, затем постепенно расширяли ассортимент. Само слово «ассортимент» кузнецам не нравится: «Ассортимент существует у фабрики, которая ограничена рамками своего направления производства», – обиженно говорят они, – «мы же работаем с заказами самого разного профиля, начиная от кованой розы и заканчивая трехметровыми воротами». И впрямь, чего только не увидишь в мастерской: ажурная кованая мебель, всевозможные лестницы, мангалы и костровые наборы, каминные решетки и решетки на окна (очень красивые!), лоджии и балконы, входные и комнатные двери, козырьки на дверь с витыми опорами. Ну и «ритуальная атрибутика», хотя ее и немного.

зачистка кованного меча угловой шлифмашинкой заточка кованного меча болгаркой

Трудностей, по словам мастеров, поначалу было немало: это и оформление, и создание «торговой марки», и отсутствие заказов по началу, и небольшой рынок сбыта, и выходящие из строя в самый не подходящий момент инструменты. Главное – на данный момент эти трудности большей частью преодолены, и на основе решения этих проблем во многом строится стратегия развития. Главный козырь – индивидуальная работа с клиентами и толковый дизайнер. Ну и, конечно, мастерство, пресловутые «золотые руки» мастера. «Ручная ковка – это тяжелый труд, но каждое изделие отлично одно от другого. Опять же, при ручной ковке заготовке можно придать любую форму. Машинная ковка – это штамп, серийное производство. Экономится время, минимизируются трудозатраты, но при этом теряется душа, индивидуальность изделия». Можно, конечно, недоуменно возразить, дескать, все кустари и ремесленники говорят о вложенной душе. Но, вспоминая множество кузнечных мастерских, из которых выходят лишь километры ковано-сварных решеток и оград, поневоле согласишься с мастером: оригинальность задумки художника, воплощенная в металл умелыми человеческими руками, да еще и в единственном экземпляре, придает изделию собственный характер. Второй такой же вещи на свете нет, уникальность – чем не душа изделия?

ДЛЯ КОГО ПЫЛАЕТ ГОРН?

Кузня работает в основном на заказ. «Ищем интересных заказчиков, которые хотят что то необычное, «не такое, как у соседа», что и дает нам простор для творчества». Классическая формула: спрос рождает предложение, причем в действии: с каждым новым изделием мастера увеличивают свой «послужной список», а он привлекает новых клиентов. Заказчики самые разнообразные: бизнесмены, военные, медики, организации; совсем недавно фотографы заказывали средневековый доспех для оформления фотосалона. Ну и реконструкторы (участники военно-исторических клубов. – Прим. ДДД) довольно часто заказывают доспехи и оружие для бугуртов (коллективных состязаний.) Последняя «статья доходов», при всей своей экзотичности, не из последних: сам Илья – историк, и в старинном оружии и доспехах разбирается как профессионал. Доспехи – копии таковых, бытовавших в XIII–XIV вв., мечи – полная копия, или, как правильно говорить, «реплика», с той лишь разницей, что не заточены. Впечатления такие, как будто мы очутились на съемочной площадке исторического фильма про рыцарей.

шлифование трубы бесконечной лентой из нетканого волокна на ленточной шлифмашинкой изготовление рыцарских доспехов своими руками

Мы, не в силах удержаться, задаем вопрос: «А с какого момента кузнечное ремесло превращается в искусство?», На что следует невозмутимый ответ: «Проще сказать, наоборот, когда искусство превращается в ремесло. С того самого момента, когда за сделанную работу перестают платить адекватные деньги. Ведь искусство стоит недешево, ибо требует серьезных вложений труда, материала, времени и таланта, но, увы, многим это невдомек».

ОТ СЛОВ К ДЕЛУ

Для испытания современных технологий в кузнице мы обратились к представителям фирмы Metabo. Выбор на инструменты этого бренда пал не случайно: безупречное качество и исключительная надежность немецкого производителя хорошо известны всем, кто когда-либо имел дело с обработкой металла. «В деле» побывали: небольшая, но мощная УШМ WE-125 Inox Plus, шлифовальная машина для труб RBE-12-180 и угловой шлифователь для сварных швов KNSE 12-15. Сразу скажем, что все три машины, образно говоря, пришлись ко двору.

изготовление кованного топора

«Болгарка» WE-125 Inox Plus, специально разработанная для обработки высококачественных сортов стали и нержавейки, благодаря солидной мощности играючи смогла отрезать толстые куски от кованой заготовки топора. Кроме того, машина показала отличные результаты при полировке: патентованный блок полноволновой электроники (Vario-Tacho-Constamatic) поддерживает постоянную скорость при самой разной нагрузке, оставляя фактуру обрабатываемого металла однородной. Не остались без внимания мастеров и такие опции инструмента, как удобная регулировка скорости, позволяющая выставить оптимальное число оборотов для полировки и шлифовки, плавный пуск машины, быстрозажимная гайка для затягивания диска и антивибрационная система. А шлифовальную машину RBE-12-180, предназначенную для труб и других скругленных поверхностей, наши кузнецы моментально окрестили «машиной мечты» и сразу взяли эту модель «на карандаш». Задачи машины: матирование, шлифовка и полировка изогнутых поверхностей из любых металлов и сплавов. Все дело в ее уникальной форме с углом обхвата до 270°, позволяющей обрабатывать криволинейную поверхность, и грамотно выполненной регулировке скорости, позволяющей выполнить весь цикл шлифовальных работ от черновой зачистки до зеркальной полировки. При этом скорость поддерживается полноволновой электроникой, оставаясь постоянной независимо от нагрузки, позволяя отполировать самые «капризные» поверхности. К нашему общему удивлению, машина идеально подошла к … полировке деталей средневековых доспехов!

Нашлась работа и для шлифователя угловых сварных швов KNSE 12-15. Удлиненный плоский редуктор позволяет обрабатывать множество труднодоступных для обычной УШМ мест: от внутренней поверхности декоративных решеток до внутренних сварных швов в кованой мебели. А регулировка оборотов и блок варио-тахо-констативной электроники такой же, как и у перечисленных моделей, позволяют сделать это максимально качественно.

ПРОДОЛЖАЯ РАЗГОВОР…

После всех проведенных экспериментов все вместе пьем чай и делимся впечатлениями. Оказывается, что наши кузнецы слышали даже не обо всех шлифовальных машинах, которые могут им помочь в их деле, однако теперь они уж точно будут в курсе. Спрашиваем их о самом интересном в профессии. «Самое интересное – это разработка и воплощение в жизнь новых художественных проектов, работа над чем-то новым, прежде нами не создаваемым. Ну и с дамаском хотелось бы поработать». Про «заказ мечты» говорят осторожно. «Такой, конечно есть. Но мы вслух говорить о нем не станем, иначе мечта рассеется». Ну и, конечно, спрашиваем о перспективах, как им видится будущее кузнечного дела в нашей стране. «Сложно предсказывать, – задумчиво говорит Илья. – Но сейчас наблюдается возрождение интереса к ремеслу. Проводятся мастер-классы в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Киеве, много кузнечных фестивалей проводится в последние годы, а некоторые из них стали традиционными. Однако у нас на периферии этого почти нет. Есть мысль провести в нашем городе кузнечный фестиваль для всего центрального федерального округа». Мы расстаемся, уверенные, что это не последняя встреча, зная, что сегодня каждый из нас узнал что-то новое для себя.

 

Компания Абразивкомплект благодарит автора статьи Игоря Лукьянова и редакцию журнала "Дрель До Дыр" ДДД за интересную статью.

электроинструменты для современной кузни